Статья 6. "Услышь меня" - Индивидуальные консультации, психотерапия, семинары, тренинги, расстановки -

"Услышь меня "

Скажите мне, вы хотите быть услышанными в словах, в чувствах, которые стоят за словами?

Я не хочу писать о прописных истинах, таких, как умение слушать. Об этом много информации в интернете. Мне интересны нюансы и тонкости, мною движет желание поисследовать и понять, что влияет на нас. И сегодня мы поговорим об отношениях между подругами.

В разговоре подруг можно услышать, как, не дослушав до конца, одна перебивает другую такими словами: "Да, да, я это знаю", "Да, я это всегда знала", "Да, я всегда так и делаю", "Всё, что ты мне сейчас говоришь, я это предчувствовала", "Со мной вчера было также"…

В этот момент что-то прерывается, словно течение реки, столкнувшейся с неожиданным препятствием. И тёплый душевный разговор не течёт, и подруги оказываются на разных берегах, откуда невозможно услышать друг друга.

Иногда трудно согласиться с тем, что подруга знает, чувствует и понимает суть вопроса лучше. Появляется неосознанное чувство приниженности и незначимости. Охватывает страх "быть хуже", тонко включаются зависть, соперничество и желание "быть лучше всех", "быть умнее всех".

Такие установки и неосознанность приводят к деструктивным отношениям и в дальнейшем разрушают их. Через слова мы доносим смыслы и чувства, в которых хотим быть услышанными. Близкие отношения возможны тогда, когда мы с искренним вниманием и интересом придаём значение тому, что говорит другой.

Приведу такой пример деструктивных отношений. 

Алису переполняли эмоции после произошедшего в офисе, и она спешила домой, чтобы позвонить своей близкой подруге Соне и поделиться. Они дружили со школы и каждый день созванивались.

Придя домой, она набрала Соню. Та попросила перезвонить попозже, потому что она занята домашними делами. Алисе ничего не оставалась, как согласиться с этим. Что-то шевельнулось внутри, похожее на обиду. Но она не придала этому значения и занялась домашними делами.

Алисе было важно поделиться. Позже Соня перезвонила, и Алиса начала ей рассказывать о своих переживаниях. Алиса не заметила, когда разговор о ней переключился, и они уже говорили о Соне. Алиса уже поддерживала подругу, сочувствуя и помогая в поиске решений, хотя в поддержке она нуждалась сама в тот момент.

Когда разговор завершился, Алиса поняла, что она так и осталась со своими переживаниями, чувства разочарования и досады переполняли. Желание поделиться не нашло отклика у подруги. Так происходило уже на протяжении длительного времени. Она с готовностью давала поддержку Соне, в которой та нуждалась, а сама Алиса поддержки не получала и справлялась с этим самостоятельно.

Алиса чувствовала, что Соня не слышит её и не понимает. Обрыв энергии происходил тогда, когда Соня начинала примерять на себя, как чужое платье, то, что ей рассказывала о себе Алиса. "У меня это по-другому, не так, как у тебя", "Тебе хорошо, а мне плохо, потому что…", "Да? А для меня это значит…", — перебивая на полуслове, Соня в красках рассказывала о том, как ей плохо.

Соня не могла или не хотела понять, что это значит для Алисы, и как это важно для неё. Для неё были важнее и имели больше значения её собственные чувства и переживания. Алиса же всегда спешила на помощь подруге. Она чувствовала себя так, как будто всё, что касалось её жизни, становилось не таким важным по сравнению с жизнью Сони. Она находила для себя причины и оправдания: "Ей же тяжелее жить", "у неё, наверное, более сильные чувства", "ей сейчас просто важнее".

Таким образом, Алиса отступала на второй план и открывалась в своих чувствах всё реже и реже. Соня больше проявляла любопытства к тому, сколько Алиса зарабатывает и тратит, на этом её включённость в жизнь Алисы обрывалась. Она с упоением рассказывала в подробностях о своём муже, маме и начальнице, постоянно повторяя: "Я не жалуюсь, все люди нас учат чему-то, но вот она… он… и снова она…".

Дружили же они много лет. С виду было всё хорошо. Что же такое произошло?

Алиса привычно уступала и неосознанно поддерживала желание Сони "быть лучше всех". Занимая второстепенную позицию, Алиса чувствовала себя нужной, и ей казалось, что они в близких и доверительных отношениях, которых она так хотела.

Соня часто звонила и, не поинтересовавшись, может ли Алиса уделить ей время, начинала своё повествование о сложностях своей жизни и о тяжести собственных переживаний. При этом она не забывала спросить: "Что ты об этом думаешь?", — настойчиво приглашая Алису проживать вместе с ней её жизнь.

Алиса поняла, что стала "помойным ведром" для подружки, которая сливала туда негативные чувства. Когда Алиса осознала и сказала об этом Соне, Соня разозлилась. Отношения сошли на нет, они перестали созваниваться.

Как же строить отношения с друзьями и подругами, чтобы быть услышанными и увиденными в своих чувствах и переживаниях? Ведь мы нуждаемся в такой форме близости и общении.

Не пытайтесь быть лучше, чем другой. Сравнивайте себя с самим собой: в чём вы сегодня более успешны, чем вчера. Самые благотворные отношения — отношения, где присутствует сотрудничество, понимание друг друга и взаимовыручка. А для этого необходим интерес к другому человеку и желание услышать и понять.

"Мне важны мои чувства и те истории, которые я проживаю, и мне важны твои чувства и твои истории. Тебе важны твои чувства и твои истории, и я хочу, чтобы тебе были важны мои чувства и мои истории".

Когда мы можем слышать другого и позволить себе прислушаться к тому, что чувствует другой, весь спектр его переживаний — от радости до боли, мы вступаем в зрелый и осознанный контакт друг с другом. Так мы можем быть уверены, что каждый из нас одинаково важен как для себя, так и для другого. Так строятся долгосрочные отношения и взаимопонимание.